Помощь в отказе от потребления табака

В рамках Концепции осуществления государственной политики противодействия потребления табака Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской  Федерации Т.А.  Голиковой  в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития России был создан  17 ноября 2011 года (во Всемирный день отказа от курения)  Консультативный телефонный центр помощи в отказе от потребления табака.
Основная задача работы, которого является оказание медико-консультативной и психологической помощи курильщикам при отказе от табакокурения.
Для получения помощи в отказе от курения курильщику можно позвонить по телефону «горячей линии» программы «Здоровая Россия»

8-800-200-0-200 (по России звонок бесплатный)

и попросить оператора переключить на специалистов Консультативного телефонного центра.

Помощь при отказе от курения оказывают психологи и врачи.

Психологи помогают подготовиться ко дню отказа от курения, вместе с курильщиком определяют оптимальные пути преодоления зависимости, оказывают поддержку в трудные минуты борьбы с никотином.

Врачи консультируют по телефону о наиболее эффективных способах отказа от курения, дают рекомендации пациентам с различными заболеваниями о том, как лучше подготовиться к отказу от курения с учетом имеющихся проблем со здоровьем.

Министерство подготовило приказ об утверждении графических изображений на упаковках сигарет

В Минюсте России был зарегистрирован приказ «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками» (№ 24097 от 10.05.2012). Документом утверждаются графические изображения о вреде курения, которые будут размещаться на упаковках сигарет.
Изготовителю и (или) импортеру дается один год для внесения изменений на потребительскую тару табачных изделий в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».
«По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), Россия занимает первое место в мире по уровню распространенности потребления табака. Всего курят 43,9 млн россиян, что составляет 39,1% от общего количества населения. Среднестатистический россиян выкуривает 17 сигарет в день, 18 приходится на мужчин, 13 приходится на женщин. Ежегодно около 400 тыс. россиян умирают от болезней, которые вызваны курением», — сказала Татьяна Голикова.


Как противостоять маркетингу табачных компаний по производству и поставкам табачных изделий.
В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Согласно документу страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны осуществить эту норму в течение 3 лет. С июля 2010 года требования к предупреждениям о вреде курения на упаковках табачных изделий определяются Техническим регламентом на табачную продукцию, согласно которому Минздравсоцразвития России может один раз в год (не чаще) менять эти надписи, а также устанавливать новые предупредительные надписи.

В настоящее время от болезней, связанных с курением табака, умирает один из десяти взрослых людей. Курение является одним из важнейших факторов риска развития хронических заболеваний и наносит непоправимый ущерб здоровью, как у курящих людей, так и лицам из их окружения. Высокая распространенность курения обусловливает недопустимо высокий уровень смертности населения, наблюдаемый в России.
Уровень курения в РОССИИ – один из самых высоких в мире. Не менее 600 тысяч наших сограждан ежегодно умирают от причин, связанных с курением.

Табачные изделия – это уникальный товар, наносящий вред здоровью потребителей при применении по прямому назначению, что не соответствует критериям безопасности, предъявляемым к товарам в РОССИИ. Их производство и распространение противоречит статье 7 «Право потребителя на безопасность товара» закона «О защите прав потребителей» и подпадает под ст.238 Уголовного Кодекса «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, … не отвечающих требованиям безопасности». НЕТ ПРАВА НА КУРЕНИЕ – ЕСТЬ ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Для повышения эффективности в борьбе с табакокурением необходимо знать о манёврах табачных компаний. Прежде всего, это усиление рекламной деятельности. Для того чтобы осуществлять и развиваться, табачной промышленности постоянно необходим приток новых потребителей, которые должны восполнить ряды бывших курильщиков. Делается акцент на молодых потребителей. Именно поэтому в рекламе так часто используются такие слова и символы, как гламур, жизненная энергия, сексуальная привлекательность, интересные и романтические занятия, приключения, путешествия и другие привлекательные идеи.
Табачная индустрия стремится:
— поддержать или повысить уровень потребления табака;
— смягчить или отсрочить ограничения на его употребление;
— избежать публичной критики о табакокурении;
— вовлечь новых потребителей, в первую очередь детей и женщин;
— ослабить желание курильщика отказаться от потребления табака;
— побудить людей, отказавшихся от табака, вновь вернуться к его употреблению.

 

Для достижения этих целей она использует своё спонсорство, разрабатывает специальный дизайн упаковки табачной продукции, лоббирует свои интересы в органах власти.
Табачные бренды изображают даже на игрушечных гоночных машинках чтобы с младых лет воспитывать будущих потребителей табака.


Подростки на рок-концерте, взрослые на концерте классической ГБУЗыки, художники на конкурсе видят рекламу табачного бренда.
К кассе практически любого магазина, особенно супермаркета, можно пробиться только сквозь стройные ряды сигаретных пачек. Это тоже своего рода реклама, в которой очень заинтересованы производители и поставщики табачных изделелий. Пачки сигарет рядом с шоколадками, журналами и жевательной резинкой невольно наводят на мысль, что табак такой же обыденный, безвредный товар.
Эти методы способствуют укреплению политического влияния табачных компаний, получению доступа к молодежи, участию в формулировании и осуществлении политики общественного здравоохранения, улучшению имиджа табачных брендов, снижению эффективности антитабачного законодательства.


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году подготовило проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Законопроект носит основополагающий характер, содержит комплексные меры, реализация которых направлена на «создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма». Настоящий проект Федерального Закона полностью соотвествует принятой Правительством РФ Концепции осуществления государственной политики противодействия потребления табака на 2010-2015 годы и подписанной РФ Рамочной конвекции ВОЗ по борьбе против табака. Он содержит нормы, которые позволят сократить потребление табака.
По данным Европейской ассоциации кардиологов через год после запрета на курение во всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по случаям инфарктов миокарда: во Франции – на 15%, в Италии – на 11,2%, в Ирландии – на 11%, в Шотландии – на 17%.


15 мая 2012 г на сайте МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ появилось сообщение: «На пролой неделе в Минюсте России был зарегистрирован приказ «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками» (№ 24097 от 10.05.12.) Документом утверждаются графические изображения о вреде курения, которые будут размещаться на упаковках сигарет. Изготовителю дается один год для внесения изменений на потребительскую тару табачных изделий в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального Закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». 

Используя имеющийся арсенал научных и клинических данных, юридическую базу и государственную поддержку, медицинским работникам необходимо  более активно противодействовать маркетинговой деятельности табачных компаний с целью сохранения жизни россиян.